Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, что обусловливает необходимость поиска новых, более эффективных методов и форм организации обучения.
Одной из таких технологий, получающих все большее распространение в практике преподавания различных учебных предметов, в том числе и географии, является технология смешанного обучения.
Смешанное обучение представляет собой интеграцию традиционных форм аудиторной работы и современных цифровых образовательных ресурсов, позволяющую оптимизировать учебный процесс, сделать его более гибким, вариативным и индивидуализированным. Данная технология открывает широкие возможности для повышения познавательной активности и мотивации учащихся, развития их самостоятельности и ответственности за результаты обучения, а также способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном информационном обществе.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, возрастающая роль информационных технологий в образовании, в том числе в преподавании географии, требует поиска новых эффективных методик, позволяющих сочетать традиционные и инновационные формы обучения.
Во-вторых, смешанное обучение соответствует основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта, ориентированного на развитие универсальных учебных действий, активизацию познавательной деятельности учащихся, их самостоятельность и творческую инициативу.
В-третьих, применение технологии смешанного обучения на уроках географии способствует повышению качества географического образования, формированию у школьников целостного представления об окружающем мире, развитию пространственного мышления и географической культуры.
Объект исследования – технология смешанного обучения в учебном процессе школы.
Предмет исследования – особенности реализации технологии смешанного обучения на уроках географии.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации технологии смешанного обучения на уроках географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности технологии смешанного обучения.
2. Определить требования к организации смешанного обучения на уроках географии.
3. Рассмотреть модели и этапы внедрения смешанного обучения в практику преподавания географии.
4. Охарактеризовать методы, формы и средства организации смешанного обучения на уроках географии.
5. Подготовить методические разработки уроков географии с использованием технологии смешанного обучения.
Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
В работе использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; синтез, обобщение, сравнение, классификация; а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ педагогического опыта.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, методики обучения географии, информационных технологий в образовании (А.А. Андреев, Е.С. Полат, Е.И. Дмитриева, Л.И. Горбунова, Т.А. Бороненко, Я.А. Ваграменко и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по внедрению технологии смешанного обучения в практику преподавания географии, которые могут быть использованы учителями-предметниками, методистами, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Структура курсовой работы включает введение, два основных раздела, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические основы смешанного обучения на уроках географии
1.1 Сущность и особенности технологии смешанного обучения
Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, что обусловливает необходимость поиска новых, более эффективных методов и форм организации обучения. Одной из таких технологий, получающих все большее распространение в практике преподавания различных учебных предметов, в том числе и географии, является технология смешанного обучения.
Смешанное обучение (blended learning) представляет собой образовательную технологию, сочетающую традиционные формы аудиторной работы (лекции, семинары, практические занятия) и современные цифровые образовательные ресурсы:
- онлайн-курсы;
- электронные учебные материалы;
- видеоконференции;
- вебинары и др. [1].
Ключевая особенность смешанного обучения заключается в том, что оно позволяет рационально распределять учебное время между аудиторной и самостоятельной работой учащихся с использованием цифровых технологий.
Смешанное обучение представляет собой интеграцию традиционных и инновационных форм организации учебного процесса, что обеспечивает его гибкость, вариативность и индивидуализацию [3].
Данная технология открывает широкие возможности для повышения познавательной активности и мотивации учащихся, развития их самостоятельности и ответственности за результаты обучения, а также способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном информационном обществе.
Основными характеристиками смешанного обучения являются:
1. Интеграция традиционных и инновационных форм обучения. Смешанное обучение предполагает сочетание аудиторных занятий под руководством учителя и самостоятельной работы учащихся с использованием цифровых образовательных ресурсов [2].
2. Гибкость и вариативность образовательного процесса. Технология смешанного обучения позволяет более гибко и вариативно организовывать учебную деятельность, адаптируя ее к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся [4].
3. Активная роль учащихся в организации собственной учебной деятельности. Смешанное обучение предполагает более высокую степень самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своего обучения [7].
Таким образом, смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, сочетающую традиционные и инновационные формы организации учебного процесса, что позволяет оптимизировать использование аудиторного времени, повысить мотивацию и познавательную активность учащихся, а также развивать их самостоятельность и ключевые компетенции.
Смешанное обучение как образовательная технология характеризуется рядом ключевых особенностей, определяющих ее сущность и отличительные черты.
Понимание данных характеристик имеет важное значение для эффективной организации и реализации смешанного обучения в практике преподавания различных учебных предметов, в том числе географии.
Одной из основных характеристик смешанного обучения является интеграция традиционных и инновационных форм организации учебного процесса, что предполагает сочетание аудиторных занятий под руководством учителя и самостоятельной работы учащихся с использованием цифровых образовательных ресурсов [3]. Такое сочетание позволяет рационально распределять учебное время, обеспечивая оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
Другой ключевой характеристикой смешанного обучения выступает его гибкость и вариативность [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреева, Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения / Н. В. Андреева // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 8-20.
2.Баширова, Э. В. Использование технологии смешанного обучения на уроках географии / Э. В. Баширова, Л. Е. Вилесова, И. М. Гатин // Организация территории: статика, динамика, управление: XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 175-летнему юбилею Русского географического общества, Уфа, 27 ноября 2020 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2020. – С. 21-26.
3.Блинов, В. И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 5. – С. 44-64.
4.Даутова, О. Б. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования / О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 3(31). – С. 15-28.
5.Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ / С. А. Рогаткин, Р. Ш. Ибрагимова, О. В. Беляева [и др.] // Юный ученый. – 2020. – № 4 (34). – С. 133-135.
6.Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VI Международной научной конференции: в трех частях, Красноярск, 20–23 сентября 2022 года. Том Часть 2. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – 448 с.
7.Куликова, С. С. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов / С. С. Куликова, О. В. Яковлева // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 2. – С. 48-83.
8.Носкова, Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т. Н. Носкова. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 383 с.
9.Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва: Академия, 2020. – 368 с.
10.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 22.01.2024) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
11.Семенов, В. А. Особенности применения дистанционных образовательных технологий и материалов на учебных занятиях по географии / В. А. Семенов // Russian Journal of Education and Psychology. – 2021. – Т. 12, № 2-1. – С. 21-38.
12.Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 365 с.
13.Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общей редакцией Е. А. Таможней. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 321 с.
14.Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании / Е. Г. Калинкина, Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова [и др.]. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 110 с.
15.Фалько, К. И. Роль облачных сервисов в реализации смешанного онлайн и очного обучения в многопрофильном вузе / К. И. Фалько // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2020. – № 1. – С. 146-156.